Когда-то очень давно, при моем первом опыте внедрения 1С:Управление торговлей 10.0 я не смогла защитить перед внутренним заказчиком регистр «Партии товаров организации», т.к. не являлась специалистом по финансовому учету. У заказчика был логичный вопрос: «Зачем один документ делает движения аж по трем регистрам остатков, тем самым съедая больше ресурсов памяти?». Мой недостаточно конкретный ответ на этот вопрос повлек то, что руководство этой организации до сих пор считает финансовый результат в Excel, т.к. без учета себестоимости в программе доходы/расходы не посчитаешь.
Речь шла, конечно, о регистрах «Товары на складах», «Товары организации» и «Партии товаров».
В этом посте я решила объяснить, зачем методически разделили эти 3 регистра, и за что каждый из них отвечает.
Товары на складах
Отвечают исключительно за количественный УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ учет номенклатуры на складах исключительно с управленческой аналитикой: серии, характеристики, единицы измерения.
Почему этот регистр выделен? Потому, что есть документы, которые двигают исключительно его — это Складские ордера. Если на вашем предприятии есть сотрудники, которые осуществляют исключительно количественную приемку/отгрузку на складе и несут полную материальную ответственность (обычно, это Завскладом), однако не обладают компетенцией оформления первичной документации строгой отчетности (к примеру, ТОРГ-12) — ордерная схема складского учета для Вас! Кто готов доверить складскому работнику определение в документе Цен/Скидок/НДС и прочего?
Суть ордерной схемы в том, что регистрация первичных документов в системе фиксирует факты:
- перехода права собственности на товар
- возникновения взаиморасчетов
- возникновения налоговой базы
а регистрация складских ордеров — факты:
- движения товаров на складе
- изменения базы для материальной ответственности складских работников.
Товары организации
Отвечают за количественный РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ учет номенклатуры по юрлицам вашей организации в разрезе регламентированных аналитик и классификаторов: номеров ГТД, ТНВЭД и прочее…
Регистр двигают именно первичные документы и он фиксирует факт перехода права собственности.
Именно с этим регистром связан самый большой курьез конфигурации «1С:Управление производственным предприятием». Многие полагают, что раз в конфигурации доступна возможность устанавливать галки проведения по Управленческому и Регламентированному учету, то можно часть документов проводить только по Управленческому, а часть только по Бухгалтерскому и Налоговому учету. Но вот незадача: оба документа, проведенных с одними данными, но по разным учётам, двигают данный регистр. Следовательно, возникает задвоение количества и неправильные данные при закрытии месяца. Разделение галок проведения по учётам в документах позволяет не проводить некоторые документы по регламентированному учету, но не позволяет вести параллельно и независимо 2 учета в рамках одной базы.
Мой совет: если есть необходимость создавать 2 документа по разным учётам (очень часто Отчет производства за смену в управленческом и регламентированном учете создается по разным спецификациям) — создавайте их в 2-х разных базах с одной конфигурацией, обменивающихся между собой только частью документов.
Партии товаров
Отвечает за количественный и суммовой учет со всеми аналитиками.
Именно в него попадают данные о стоимости закупки, ТЗР (затрат на растаможку и доставку от поставщика), распределяемых на себестоимость поступившей партии, именно в него попадают данные о стоимости выпуска в производстве. Именно из этого регистра, при классическом партионном учете, берутся данные для оценки стоимости списания партий по принципу ФИФО или Средней и для получения Валовой прибыли.
Теперь об отрицательных остатках
Конечно, количественные значения всех этих регистров должны быть равны, а остатки по ним всегда положительны. Первое, что я настраиваю в отчетности для контроля корректности ведения учета, это отчеты по «-» остаткам.
Важно! Если Товары на складах и Товары организации при полных правах и неоперативном проведении документов могут уйти в минус, то Партии товаров в минус не двигаются. Такой документ вообще не будет иметь движение по данному регистру, следовательно даст некорректную погрешность в финансовом отчете.
Когда же допустимы отрицательные остатки? Есть ли исключения?
Да, исключения существуют, но касаются они только одного регистра из трех — Товары организации.
Современные конфигурации поддерживают систему Интеркампани. Она позволяет оформлять продажи с собственного юрлица компании на котором отсутствуют остатки товаров, при условии, что остаток есть на другой организации (другом собственном юрлице). В процедуру закрытия финансового месяца входит оформление документов Передачи товаров (купли-продажи между собственными юрлицами) по данным отрицательных остатков. Также, Передачу можно оформлять по отрицательным остаткам Товаров организации и оперативно.