Наша компания недавно принимала участие в нескольких выставках подряд, и посыпался ряд неформализованных запросов от малого и среднего бизнеса типа: «Хочу видеть план-факт рентабельности сделки»…
Отлично!
Хотите видеть оперативно? — Да
Собственные склады у Вас есть? — Да
Резку, комплектацию, модернизацию, перепаковку товаров на них производите? — Да
Вы хотите видеть рентабельность в CRM? — Да
Вы не хотите внедрять систему управленческого учета? — Да, зачем нам эти сложности, у нас все просто…
Уважаемые клиенты-воротилы российского малого и среднего бизнеса, ну вы хоть бы какую-нибудь книгу по экономике и финансам прочли бы что ли…
Почему в российских реалиях руководителю бизнеса о том, что «…себестоимость единицы реализованного товара не равна цене последней закупки, даже если у него чисто торгово-закупочная деятельность с позаказным методом обеспечения…», рассказывает не альма матер, не управленческая периодика, не бизнес-курсы и MBI, а специалист по автоматизации?!
Частый запрос от такого руководителя: «А Вы реализуйте мне постатейный отчет о доходах-расходах по факту движения по расчетному счету…»
Немного о кассовом методе
Метод подразумевает учет доходов и расходов по факту движения денежных средств.
Какие в нем минусы?
- Вас устроит отрицательная прибыль в месяц, когда Вы приобрели автомобиль, который будет обслуживать платную развозку долгие, долгие годы? Ведь расходы на приобретение основных средств при таком методе не распределяются на будущие периоды, а учитываются в месяц внесения оплаты на приобретение.
- Вас устроит учет больших расходов на зарплату менеджеров в месяце, когда они почти ничего не заработали (к примеру, в январе, т. к. он короткий)? Ведь расходы на зарплату будут учитываться в том месяце, когда Вы перевели деньги на расчетные счета или выплатили из кассы, а не в том месяце, когда они ее сотрудники действительно заработали высоким объемом выручки.
- Вы понимаете, как учесть расходы на приобретение товаров, если Вы платили в сентябре 2014 года аванс (напоминаю, курс растет на десяток рублей в день), в декабре того года получили товар, а в феврале 2015 у Вас срок доплаты, и закупка у Вас импортная с расчетами в валюте? Ведь расходы будут считаться в месяца оплаты и по тому курсу, который был актуален на дату оплаты, а не на дату конвертации валюты.
Именно по этим причинам во всех учетных системах на платформе 1С уже давно применяется метод начисления.
Метод подразумевает, что доходы и расходы регистрируются по факту хозяйственных операций, не связанных с движением денежных средств: начисление зарплаты, выпуск продукции, отгрузка товаров клиенту, получение ТМЦ от поставщика, получению акта от переработчика и пр.
Вернемся к нашему примеру разговора о рентабельности сделки.
При методе начисления, себестоимость списания единицы будет определяться, исходя из остатка по регистру партий товаров по установленному методу определения стоимости списания (ФИФО или Среднему). Остаток, в свою очередь, определяется:
- стоимостью поступивших партий, определяемых на дату поступления, с учетом разницы курсов, рассчитываемых при закрытии последнего платежа
- стоимостью растаможки, доставки до терминала, ответственного хранения на складах терминала, доставки от терминала на собственные складе и пр. и пр.)
- стоимостью заготовки на собственных складах: комплектации, нарезки, упаковки и пр
Также в оценку рентабельности сделки часто включают прямые коммерческие затраты:
- на доставку покупателю
- на ретробонусы
- на целевую рекламу и вхождение в тендер
Каким образом о всех этих хитросплетениях может знать CRM система?
Предназначение этой системы, как и любого другого УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МОДУЛЯ, не учет факта начислений, а ОРГАНИЗАЦИЯ труда сотрудников с конкретным функционалом (в данном случае — менеджеров по продажам, сотрудников call-центров, маркетологов).